Учим стихи

Интересно “упакованная” система запоминания стихотворений от Шамиля Ахмадуллина – мнемодорожки (мнемотаблицы). Дополнительная цель – развить воображение и научить произвольно пользоваться ассоциативной памятью. Все задания, как обычно в системе Ш. Ахмадуллина, выполняются с фиксацией (или ограничением) времени, – один из способов самоконтроля.

В первую очередь, учим ребенка представлять объекты: банан, ворона, яблоко, светофор, – и зарисовывать объект схематично. Затем представить в воображении нужно не только объект, но и его характеристики (“восприятие”): цвет, запах, вкус, звук, ощущения. Усложняем задачу – представляем словосочетание/фразу: обезьянка в кепке, грустная муха, глубокое озеро, “в цирке выступали медведи”, “мама испекла вишневый пирог”. Выполняя задание, ребенок изображает объект схематично. На все дается 20 секунд.

Следующий этап – развитие образной памяти: запоминание слов осуществляется методом цепочки. Причем необходимо непросто соединить объекты друг за другом, а придумать полноценную историю с сюжетом, началом и концом.

Попробуйте: Божья коровка – аист – перья – пустыня – соль – волк – лук – береза – изба.

После того как “прокачали” необходимые навыки, переходим к главному – работе со стихами. После выразительного прочтения, стихотворение нужно зарисовать, т.е. создать мнемодорожки: схематично рисуем каждое слово из стиха по порядку и построчно (мнемотаблицы). Если слово сложно зарисовать, то можно записать его (лучше в сокращенной форме или просто буковй). Теперь запоминаем стих методом активного воспроизведения – зарисовываем дорожку по памяти. И, конечно, не  забываем повторить дорожку и проговорить стих на следующий день.